Удивительно то, что автор высокохудожественных произведений Я. Гладкий из Червонограда Львовськой обл. не имеет не только высшего, но и среднего художественного образования. Зато имеет гениальную одарённость. Ещё в юные годы это заметил директор школы и чуть не силой заставил его взяться за краски. Очевидно, мальчик не придавал значения своему таланту: играл на баяне, с удовольствием оформлял стенные газеты, умел хорошо рисовать. А почему бы и нет? Он родился (3 мая 1945 года) в деревне Стронятын недалеко от Львова, где его род издавна считался малярским. Прадед, скажем, расписывал церкви и его произведения на Ивано-Франковщине дошли до нашего времени.
        Художественный талант не перевесил и при выборе жизненного пути после школы: юноша пошел учиться во Львовский политехнический институт. И только тогда, когда стал высококлассным геодезистом, картографом, астрономом, маркшейдером, талант напомнил о себе, не иначе, как требование Судьбы. А толчком стали произведения Тараса Шевченко, первого украинского академика гравюры. И вот уже более 20 лет Ярослав Гладкий переживает сладкие муки творчества. Те семнадцать его гравюр на дереве, которые были представлены в Киеве ещё в январе, границ столицы не оставляли до сегодняшнего дня. Сначала в Национальном музее Тараса Шевченко, со временем в Национальной академии внутренних дел Украины, а в конце года в Доме учёных АН на Владимирской, они радуют глаз не только зрителя заурядного, но и профессионалов.
        Во-первых - своими размерами. Ну, где вы видели гравюру-гигант размерами 166x146 см? А именно такой есть "Осанна" 2001 г. исполнения. Дело в том, что все произведения мастера - это гравюры в позитиве, то есть выполнены в одном экземпляре, с которого оттиск не сделаешь. Это - редчайшее явление в искусстве. Оригинальна, а для многих (даже специалистов) малообъяснима, филигранная техника плоской резьбы гравера. Наверное, трудно себе представить, что на создание одного произведения художник часто тратит до семи лет.
        Во-вторых, произведения гравера-художника (а это авторские, то есть неповторимые увеличительные копии-толкования робот других художников, преобладают классические - Рафаель, Рубенс, Доре, Константинов, Базилевич) - безупречные своей композицией, и в цветном и в тональном решении. Их художественность настолько убедительна, что кажется чудом. Чёрно-белая (настолько "белой", насколько может быть поверхность тёплого, золотистого дерева) доска кажется живописной, такой, что имеет несчётное количество цветных оттенков. И всё это -при помощи глубины и ширины штрихов, выполненных резцами оригинального авторского исполнения. Начиная с простых, Ярослав Гладкий сейчас исполняет произведения сложнейшего характера.
        Взять к примеру ту же самую целиком самостоятельную "Осанну". В ней заложены три смысла: обращение к Богоматери о помощи - "Спаси нас!", оплакивание распятого-умершего насильственной смертью Иисуса и Его Вознесение на небо, до Бога-Отца... Каждая ипостась "иконы" безусловно волнует. И не в последнюю очередь - благодаря глубинным психологическим толкованиям персонажей. Это действительно монументальные, величественные вещи. И значительны они не в меньшей мере и глубиной содержания, высокой духовностью, благородством и чистотой художественной идеи. К произведениям Ярослава Гладкого хочется обращаться ещё, ещё, ещё. Всегда...
Владимир Петрович Пидгора,
заслуженный деятель искусств Украины.